.
  • Светлана Ковалева
  • Лирические стихи, стихи о любви.
  • Песни Mp3. Лирические песни и романсы Светланы Ковалевой.
  • Тексты песен, ноты, аккорды
  • Издания, награды
  • Видео записи исполнения романсов Светланы Ковалевой
  • Фотогалерея
  • Новости
  • Пресса
  • Творческие контакты
  • Гостевая книга. Огромное спасибо за Ваши комментарии.
  • Контакты


Подписаться на новости и обновления на сайте:

Подписчиков:
3520

Светлана Ковалева: «Я знаю, лучше весны ничего нет»

Светлана Ковалева: «Я знаю, лучше весны ничего нет»

 Для поэта стихи, как молитва,
Заклинание, оберег, яд.
Сердца с разумом вечная битва,
Обнажённой души маскарад.

Всё-таки несправедливо, что из всех динамиков сегодня льётся рок и поп.

А ведь русской душе хочется порой чего-то лиричного, тёплого, чистого, из самого сердца. Скажем, услышать красивый романс и растаять от нежности. Почему же сегодня романс и народная песня незаслуженно ушли на какой-то там план после популярной эстрады? Об этом наш корреспондент поговорил со Светланой Ковалёвой, автором лирических стихов и текстов песен.

- К сожалению, романс и народная песня сегодня редко звучат по радио и в телепрограммах. Но я уверена, что этот музыкальный жанр так же востребован аудиторией, как и другая музыка. Чтобы наслаждаться романсом и лирической песней, совсем не обязательно быть профессионалом. Ключ к пониманию прелести таких композиций дают, мне кажется, строки Булата Окуджавы: «Сочинялось как-то так, само собою,что-то среднее меж песней и судьбою». Неубываемая тяга к романсу и лирической песни сродни потребности в любви.

- Нашему читателю наверняка интересно узнать, как поэтесса Светлана Ковалёва начала писать стихи и слова к народным песням. С чего всё начиналось?

- Я выросла в Подмосковье, на берегу реки Истры, на исконно русской земле. Мои мама, бабушки и все близкие пели красивые народные песни. И моё формирование происходило в тёплой атмосфере фольклора и музыкальности. Поэтому русская песня всегда звучит в моей душе, и я уверена, подобную музыку слышат многие русские.

Эти песни – наша старинная традиция. Это душа наша, и в ней вся жизнь. Поэтому именно эта музыка мне близка. Ну а стихи я писала всю сознательную жизнь. Конечно, складывала в стол и о популярности не мечтала. Но в один прекрасный момент мои друзья сказали, что, может, они стоят того, чтобы люди их прочитали? И в 2002 году вышел мой первый сборник стихотворений «Лирика».

- Там собрано лучшее?

- Там собраны наиболее удачные стихотворения, написанные в тот период. «Для того чтобы поэт сложил народную песню, нужно, чтобы народ вселился в поэта. Народные песни - не отказ, а органическое совпадение, сращивание, созвучие данного «я» с народным», - писала Марина Цветаева. А мне не надо сращиваться – я выросла в народных песнях, поэтому писать их мне особенно легко. Если же говорить о поэзии в целом, то я отношусь к ней очень серьёзно. Для меня поэт не только автор стихов, но прежде всего личность. Именно поэтому мне интересно всё, что связано с жизнью и творчеством известных писателей. Особенно близки мне Анна Ахматова, Марина Цветаева, Александр Блок, Сергей Есенин, Афанасий Фет, Николай Рубцов, Алексей Кольцов.

У меня был период Есенина, сейчас я поглощена творчеством Марины Цветаевой. При чём интересуюсь не только стихами, но и биографией, кругом общения и многим другим. Я читаю архивы, нахожу первоисточники. Кстати, после выхода моей книги мы стали думать о том, чтобы положить слова на музыку. Это оказалось сложнее, чем я думала, потому что между стихотворением и текстом песни большая пропасть. В песне слова должны быть певучие, лёгкие для исполнения, и я не сразу это освоила. Песня – это отдельный, серьёзный вид творчества. А началось всё с написания композиции для детского музыкального коллектива. Уже после я нашла композиторов, которые стали сотрудничать со мной.

- Искать исполнителей сложно?

- Непросто, но, слава богу, есть певцы, для которых русские песня и романс – дело всей жизни. Первый альбом я записала с народной артисткой России Екатериной Молодцовой и её дочерью Оксаной Молодцовой. Эти исполнительницы родом из прекрасного города Воронежа. Они унаследовали мастерство Марии Мордасовой и до сих пор развивают эти традиции в жанре русской песни. Оксана тонко чувствует мой настрой и своим неповторимым голосом выражает миллион эмоций. Поэтому своим альбомом «Жемчуга» я могу гордиться. Здесь совпали творческие интересы и мои, и композиторов, и исполнителей, что уже некая гарантия качества. Да и песни в альбоме самые разные: задорные, грустные, лиричные. И после его выхода мы получили шквал положительных отзывов, люди благодарили за праздник души, который они получили от прослушивания всех композиций.

- Светлана, а сами петь не пробовали?

- К сожалению, я не пою. Справедливо полагаю, что у каждого человека свои склонности и способности, которые надо развивать. Так вот вокальными данными меня Всевышний не наградил, зачем же я тогда буду петь?

- Ваш вариант романса чем-то отличается от классического романса, скажем, XVIII века?

- Безусловно. Романсы XVIII - XIX веков были о любви и смерти, о человеческих трагедиях, о чём-то грустном. Собственно, поэтому и звучали так пронзительно. А я хочу привнести в современный романс немного юмора, задоринки и народности. Окрасить его оттенком иронии, а не грусти. Всего чуть-чуть, чтобы не нарушать общей прекрасной композиции этого вида песни. Ну и, кроме того, знаменитые русские романсы написаны гениями - Пушкиным, Тютчевым, Лермонтовым, Боратынским, Жуковским, и соперничать с ними я не собираюсь. Пусть мои слова будут лёгкими, жизненными, отчасти современными.

- Интересно, но у романса преимущественно мужское авторство. Как вы думаете, почему поэтессы так мало написали, ведь женщина чувствует глубже?

- Да, это так. Если мы с вами возьмём в руки «Антологию русского романса XVIII - IXX веков», то увидим там не так много поэтов-женщин. Юлия Жадовская, Евдокия Ростопчина, Надежда Теплова – всего три женские фамилии из 100 авторов романсов этого сборника.

Любое стихотворение - это эмоция плюс форма. Так вот мужчины лучше чувствуют форму, а женщины больше внимания уделяют чувствам, переживаниям, и от этого теряется мощная оболочка слов. Вот поэтому женщины так мало писали слов для романсов. Да и от исполнителя много зависит, как звучит тема, переживания – всё это идёт от вокальных возможностей. Поэтому сегодня мы ищем исполнителей, которые работают не только в классическом жанре, но чувствуют романс и готовы его пропускать через себя. Это очень ценно, что человек ощущает настрой песни. Ведь можно спеть просто по правилам, а можно оттенком голоса и пококетничать, и выразить сильные переживания. Я за живой романс, за живую народную песню.

- Процесс написания песни, это прежде всего компромисс между автором слов и композитором. Вы легко находите взаимопонимание с коллегами по творческому цеху?

- Вообще, чтобы получилось красивое произведение, необходимо и мне, и композитору, и исполнителю одинаково чувствовать общий настрой, тему. Если всё это совпадает – великолепно! Я прекрасно понимаю, что некоторые слова изящны на бумаге, но безумно трудны для воспроизведения голосом. Поэтому если композитор просит меня найти синоним, что-то переделать - я готова при условии, что это не нарушает общей темы. То есть я открыта к активной работе, не упираюсь, понимаю, что композитор видит иной раз по-другому. И «своих» авторов музыки я уже нашла. Пусть их не очень много, но у каждого свой неповторимый почерк, и если мне нужно побольше лирики и душевности – это один композитор, если задора и огня – другой.

- Может, стоит призадуматься о творческом вечере, раз у вас уже накоплен такой багаж?

- Нет, об этом пока рано говорить. Я же не могу выйти одна на сцену и читать свои стихи - это просто нелепо. Из такого вечера хотелось бы сделать настоящий праздник для всех, кто придёт. А для этого нужно пригласить всех, с кем я сотрудничаю, и безупречно организовать программу. Не хотелось бы каких-то накладок или технических сбоев, хочется совершенства. А всё это требует, конечно, много сил и времени, которых просто сейчас нет.

- Что нужно Светлане Ковалёвой для написания нового стихотворения?

- Абсолютное душевное равновесие. Кто-то может творить среди бурь и невзгод и из этого получать энергию, но не я. Мне необходимо решить массу текущих бытовых проблем, отрешиться от домашних хлопот. Как говорится, освободить голову, и тогда свежая тема не заставит себя ждать. И если с кем-то из моих близких или в стране происходит несчастье, я никогда не буду об этом писать. Я должна всё пережить в себе, дать уйти боли, чтобы не перенести негативную энергию в стихи. Слово – материально, можно напророчить или накликать беду. Стихи должны быть чистыми и светлыми, нести добро. Ну и, конечно, для написания нужны положительные эмоции.

- И где вы их черпаете?

- А ведь хорошее совсем рядом. Цветущая природа, яркая весна, солнце – всё это нас окружает, и всё даёт массу доброй энергии. Главное - уметь видеть вокруг себя. Например, я обожаю весну. Когда всё наполняется жизнью, соком и картошка прорастает – это же так здорово! Значит, всё ещё бурлит, живёт, дышит. И в лете, и в осени своё очарование, но я точно знаю, что лучше весны ничего нет.

- Сегодня многие молодые люди откровенно говорят, что не любят природу. Мол, в городе самое то, асфальтовое очарование, и фонтана на площади вполне достаточно для души. Это не про вас?

- Да как же можно не любить природу? Я даже людей таких не знаю, кто бы не успокаивался в берёзовой роще или на живописном берегу тихого озера. Кстати, для меня лучший отдых – именно в Подмосковье. Я объездила много стран, и поверьте, ничего красивее и душевнее наших пейзажей просто нет. Ну а молодёжь… Так она просто к природе ещё не пришла. И, может быть, это нормально, ведь в каждом возрасте свои радости.

- Не могу не задать традиционный вопрос о ближайших творческих планах?

- Хочу закончить большую работу над своим вторым альбомом в сотрудничестве с такими мастерами песни, как Валентина Пономарёва, Надежда Бабкина, Инна Разумихина, Юлия Зиганшина, Фаина Николас. Работать с такими удивительными людьми - счастье невероятное. И, конечно, постараюсь внести свой посильный вклад в развитие русской песни.

Я  русская

Я русская, а это значит:
Во мне мятежная душа,
Меня не купишь за копейку
И не продашь за три гроша.

Я русская, а это значит:
Во мне течёт такая кровь,
Она на подлость не способна,
Зато способна на любовь.

Я русская, а это значит:
Люблю синь неба, ширь полей,
Как на просторе кони скачут
И сказки про богатырей.

Я русская, а это значит:
На шее православный крест,
Любовь дал Бог, даст Бог удачи
Но, главное, была бы честь.

Я русская, а это значит:
Пред родом предков я в долгу.
Я русская, а это значит:
Другой быть просто не могу.

 
 
 
 
 
Rambler Top100
Design by Maria Azarenok.
© С. Ковалева.

Тексты русских лирических песен и романсов. Лирические стихи. Русские романсы.